Фаянсовая посуда: из чего сделана, характеристики, преимущества, уход

В данной статье вы узнаете, из чего сделана фаянсовая посуда, что это такое и как она выглядит. Из чего делают фаянсовую посуду и каковы ее достоинства и недостатки? Если вы хотите приобрести фаянс, то выбор вас не разочарует. Главное — знать, как выбирать, как проверить.

Что это такое?

Фаянс – материал, являющийся разновидностью керамики, получающийся в процессе спекания глины с определенными минеральными добавками. Во времена Средневековья фаянс делали из кварцевой гальки, известняка, соды и медной руды. Сегодня в его производстве используют глину (каолин), шпат и кварц. Фаянсовая посуда очень похожа на фарфоровую, но в отличие от неё не просвечивает на свету — цвет её не идеально белый.

Фаянс полностью водонепроницаем, а при постукивании по нему слышится приглушенный звук. Это – результат обжига при не очень высокой температуре при его производстве.

Основным элементом составляющих фаянса является белая глина — материал, делающий посуду довольно хрупкой и не совсем устойчивой к высоким температурам. Структура изделий – пористая, стенки – толстые. Особенность фаянсовых изделий заключается и в том, что они периодически вбирают в себя запахи продуктов. Как бы там ни было, но изделия из этого материала очень популярны на территории современных хозяек. Яркие, нестандартные кружки и тарелки могут стать изюминкой на любой кухне.

История фаянсовой посуды

Первое упоминание о фаянсовой посуде связано с цивилизацией древних египтян. Данные исследований позволяют достоверно сказать, что уже в Древнем Египте использовали фаянсовую посуду. Материал, из которого изготавливалась посуда древних египтян, отличался от используемого сейчас и состоял из кварца. К кварцу могли добавить известняк, соду, железную или медную руду.

Большую популярность фаянс приобрел в XVI столетии в Европе. Выпускался он изначально в Италии, позже производство было открыто в коммуне Сен-Поршер во Франции.

Достоинства и недостатки

Главными достоинствами посуды из этого интересного материала являются: превосходное оформление утвари за счёт того, что имеется возможность покрывать поверхность цветной глазурью, а также довольно низкая цена. Кроме того, важное значение имеют и такие преимущества:

  • не вызывает аллергию;
  • по сравнению с простыми глиняными изделиями фаянс более долговечен;
  • посуда прекрасно сохраняет тепло, что очень удобно при готовке блюд;
  • очень удобна и проста в употреблении, легко отмывается от любого жира и устойчива к любым моющим средствам;
  • можно не бояться хранить, к примеру, тарелку одна в другой, беспокоясь о том, что они треснут;
  • набор такой посуды может стать прекрасным подарком для любого ценителя прекрасного.

Можно добавить и то, что из фаянса производится не только посуда, но и другие изделия, например, статуэтки.

К недостаткам такой посуды можно отнести:

  • недостаточную белизну;
  • отсутствие изящности (если сравнивать с элитной фарфоровой посудой);
  • неустойчивость к резким перепадам температуры;
  • впитывание неприятных запахов – эту посуду не нужно надолго накрывать крышкой.

Российский фаянс

Появилась керамическая посуда в России в XVII веке. Тогда, правда, изделия были выполнены из майолики, которая очень напоминала фаянс. Производство быстро развивалось и уже в XVIII веке петербургские мануфактуры делали посуду высокого спроса.
В XIX веке на прилавках магазинов встречались в основном белые изделия. Другим направлением была полуфаянсовая посуда с синей росписью. Ее создавали гжельские мануфактуры и продавали на ярмарках.

Впоследствии на посуду из материала начали наносить изображения. Первыми это придумали мастера на фабрике товарищества Кузнецова. Они использовали опак, высший сорта фаянса, украшали его всевозможными рельефами, рисунками и цветной глазурью. Именно этот советский фаянс получил большой спрос у обычных жителей страны. Изделия отличались дешевизной при высоком качестве в художественном оформлении. Позже предприятие переименовывали два раза: сперва в «Завод имени М. И. Калинина», а потом в «Конаковский фаянсовый завод».

Конаковский фаянс

Это одно из первых предприятий по изготовлению посуды, основанное в 1809 году в г. Конаково Тверской области.

Дела этой фабрики сразу пошли вверх. Она славилась совокупностью интересных, красивых форм, высоким качеством и небольшой стоимостью продукции. Однако вскоре фабрику выкупил аптекарь и предприниматель А. Я. Ауэрбах. И всё было хорошо, предприятие расширяло масштабы, брало заказы у императорского дворца. Но, когда владелец скончался, наследники не смогли удержать завод на плаву и дела пошли на спад.

В 1870 году завод выкупил Матвей Кузнецов, который не побоялся взять все долги и ответственность на себя. К слову, на тот момент у него уже была своя небольшая фарфоровая фабрика. В 1889 году завод вошёл в “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”. Это общество быстро расширялось. Керамические материалы применяли в совершенно разных сферах: сантехника, предметы интерьера, блюда, чайники и тарелки, и целые сервизы.
После революции и прихода советской власти все фабрики, включая эту, были национализированы.
8 сентября 1923 года переименовали и дали имя М. И. Калинина. А в 1929 году — в Конаковский фарфоровый завод.

Сегодня предприятие полностью заброшено и признано банкротом.

Работает только компания “Конаковский Фаянс” на базе художественной лаборатории.

Но, несмотря на всё это, фаянс из Конаково считается одним из лучших. Он очень разнообразен, подходил под любой дом, любой интерьер. Ассортимент насчитывал сотни предметов, что всего и не перечислить.

Семикаракорский фаянс

Впервые эти изделия свет увидел в 1972 году, когда открылся цех в г. Семикаракорске в Ростовской области. Открыл это дело Н. С. Арабский. Он принял решение расширить обычную гончарную мастерскую в керамических цех, где сперва изготавливались обычные тарелки с самой примитивной росписью.

Далее цех начал искать собственный стиль и изюминку. Началось всё с майолики. Этот материал они покрывали плотной глазурью разных цветов, наносили рельефы разной тематики. Арабский понимал, что ему нужны лучшие работники, поэтому пригласил Людмилу Алдошину и Александра Казанкова работать вместе для создания качественных изделий. По образованию они художники, их желанием было изобрести что-то новое в области росписи, что характеризовало бы именно Семикаракорский советский фаянс. Они плодотворно работали, изучали все возможные мотивы, народное искусство Ростовской области. На помощь пришли и другие художники, которые стали работать вместе.

В итоге пришли к выводу, что стоит расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Этот приём раньше нигде не использовался. Директору понравилась идея, вскоре он открыл участок ангобной росписи, руководителем которого назначил В. Ткача.
Семикаракорский фаянс славился яркой, многогранной росписью, включающей в себя сюжеты из жизни казаков Ростова-на-Дону, а также всем известные орнаменты в виде букетов, где обязательно присутствовал центральный цветок.

Виды

Сегодня производители предлагают 4 вида фаянсовых изделий. Перечислим их.

  • Известковый. В этом случае в состав материала, кроме глины и кварца, добавляются мел и доломит, содержащих кальций и магнезий. Такой вид керамики подвергается термическому обжигу при не очень высокой температуре.
  • Мягкий. При изготовлении такого вида фаянса, помимо обычной глины и традиционных кварцевых добавок, производители добавляют плавни — вещества, которые могут способствовать определенному обжигу изделий и в его процессе переходят в расплавленное состояние, образуя легкоплавкое соединение.
  • Полевошпатный. Название такого материала говорит само за себя: в обжигаемую массу добавляется определенное количество полевого шпата – минерала из класса силикатов.
  • Твердый. Один из самых плотных материалов, обжигаемый при высоких температурах. Поэтому посуда из этого вида фаянса наиболее прочная и плотная.

Вся посуда, сделанная из такого необычного материала, пользуется спросом не только в частном обиходе, но и давно завоевала популярность в различных видах общепита: в ресторанах и кафе, столовых и пиццериях, в фаст-фудах.

Чаще всего здесь используется плотная фаянсовая посуда белого цвета.

Что касаемо ассортимента, представленного на сегодняшнем рынке посуды, то фаянсовой промышленности есть чем похвастаться:

  • тарелки глубокие, средние и бутербродные;
  • соусницы различных форм;
  • блюда для рыбы и для салата;
  • супницы для подачи разного вида супов;
  • чашки для бульонов с крышками;
  • чашки для кофе и кофейницы;
  • чашки для чая и чайники;
  • пиалы разного объёма;
  • сахарницы, молочники и разные вазочки;
  • сервизы чайные и кофейные;
  • наборы детской посуды;
  • комплекты «китайских» пиал;
  • емкости для хранения различных сыпучих веществ;
  • наборы для украшений: бусы, ритуальные аксессуары для гадания.

Коллекции

  • Национальный музей керамики – Севр (французская керамика )
  • Первый немецкий музей плитки в Бойценбурге (демонстрирует глиняную плитку 1880–1930 гг.)
  • Замок Маупас (Франция)
  • Замок Йоханнисбург , Ашаффенбург (керамогранит Dammer)
  • Музей керамики Линденхоф (керамогранит Вехтерсбах)

Отличительные черты фаянса

Фаянсовые изделия отличаются большим весом и толстыми стенками. Несмотря на это, посуда хрупкая и покрывается трещинами даже при слабом ударе о твердую поверхность. Недопустимо подвергать фаянс перепаду температур. Если материал не обработан красками или глазурью, то он никогда не будет идеально белым. Из преимуществ: такой материал не впитывает неприятные запахи. А также он считается гигиеничным для использования детьми или людьми с аллергией.

Обжиг производится только один раз, а при определенном составе фаянс и вовсе не нуждается в воздействии высоких температур. После нанесения декоративного слоя нет необходимости повторно ставить посуду в печь. Фаянс — один из тех материалов, которые можно украсить, используя технику декупажа. Если легонько ударить по краю фаянсовой чашки или тарелки, звук будет глухим и не будет длиться долго.

Как делают фаянсовую посуду?

В качестве сырья используют беложгущуюся глину, каолин и кварцевый песок, при этом глины всегда больше.

Технология изготовления

Все ингредиенты перемешивают до однородной массы. Стоит отметить, что изделия создают двумя методами.

Метод заливки:

  • Готовую смесь наливают в специальные гипсовые формы;
  • И оставляют там примерно на сутки;
  • Затем снимается слепок, после чего можно увидеть готовое изделие.

Метод формирования:

  • Из смеси нарезают заготовки нужного размера;
  • Далее их кладут в формы и начинают быстро вращать. Это позволяет составу равномерно распределиться и получается будущее изделие.

Независимо от того, какой метод выбран, на будущей чашке или тарелке выравнивают края, затирают стыки, создают гладкую поверхность.
Следующим шагом высушивают посуду. Для этого ее ставят в сушильную камеру на сутки при температуре 50 градусов. Влага полностью испаряется, изделие становится меньшего размера и приобретает белый цвет.
После производят обжиг. В отличие от фарфора, для фаянса используют температуру не более 1200 градусов.
Далее посуду декорируют, окунают в белую глазурь. Для второго обжига ставят в печь при температуре не выше 1000 градусов.
После этой процедуры глазурь становится прозрачной, краски ярче, а посуда более прочной.

Как выбрать посуду?

Самое главное при выборе фаянсовой посуды – это определение качества производства утвари. Необходимо внимательно осмотреть её внутри и снаружи. Поверхность любого изделия должна быть идеально ровной, в противном случае любые неровности и сколы гарантированно могут стать скопищем микробов и грязи. Чтобы не ошибиться, постарайтесь поймать на поверхности той же тарелки солнечный луч — этот естественный прожектор позволит вам увидеть все неровности и шероховатости.

Обязательно уточните производителя — чем он известнее, тем больше вероятность приобрести качественную посуду. Лучше остановить свой выбор на брендовых компаниях. Приобретая различные изделия с рук, вы можете совершить ошибку – нерадивые производители, стремящиеся к быстрой наживе, могут предложить фаянсовые изделия, в состав красок которых входят токсичные компоненты. Поэтому посуду лучше выбирать в более цивилизованных местах.

Специалисты утверждают, что наиболее безопасна в этом отношении белая фаянсовая посуда, так как она не покрывается цветной глазурью, а надглазурный декор и есть источник распространения микробов. Вот почему рекомендуется не использовать треснувшую посуду. Чтобы убедиться в том, что приобретаемая вами посуда не имеет трещин, просто постучите по ней. Целый фаянс издает довольно глухой звук.

Если вы часто используете фаянс на своей кухне, то лучше выбирать ту, у которой закругленные и утолщенные края. Очень удобны тарелки квадратной формы, а круглые тарелки легко отмываются.

Какими достоинствами обладает фаянсовая посуда

Фаянс служит сырьем для изготовления самой разнообразной кухонной утвари. Основными достоинствами фаянсовой посуды являются:

  1. Большой ассортимент изготавливаемых изделий (чашки и пиалы, бульонные чашки, салатные тарелки, соусницы и т. д.);
  2. Низкая ценовая категория;
  3. Возможность дизайнерского оформления;
  4. Безопасность для здоровья;
  5. Глазурь, которой покрыты изделия, предотвращает впитывание моющих средств, препятствует впитыванию жиров и загрязнителей;
  6. Возможность ежедневного и неоднократного использования;
  7. Удобство хранения (можно ставить друг на друга, экономя место на кухне).

Посуда из фаянсаГлазурь, которой покрыты изделия, предотвращает впитывание моющих средств, препятствует впитыванию жиров и загрязнителей.

Доступная цена, широкий спектр использования и возможность интересного оформления делают эту посуду популярной.

Что лучше — фаянс или фарфор и как их различить

В этом параграфе рассмотрим, что лучше — фаянс или фарфор, посуда из какого материала наиболее предпочтительна.

И фарфор, и фаянс имеют ряд особенностей:

  1. Фарфор отличается легкостью, прочностью, особой красотой и изяществом, способностью продолжительное время удерживать тепло;
  2. Фаянс отличают меньшая прочность и стойкость к воздействию высоких температур по сравнению с фарфором, он не способен долго удерживать тепло.

Фарфоровые изделия прекрасно переносят воздействие высоких температур, фаянсовая посуда от такого воздействия сразу потрескается.

Фарфоровый сервиз с чаемФарфоровые изделия прекрасно переносят воздействие высоких температур, фаянсовая посуда от такого воздействия сразу потрескается.

Чтобы отличить фарфор от фаянса, нужно тихонько ударить по изделию. При ударе фарфор издаст звонкий звук. Если же слегка ударить фаянсовое изделие, то оно издаст глухой звук.

Стоит обратить внимание на наличие глазури на дне изделия. Если глазурь присутствует, значит, это фаянс, если нет – фарфор.

Фаянсовый сервиз на столеСтоит обратить внимание на наличие глазури на дне изделия. Если глазурь присутствует, значит, это фаянс, если нет – фарфор.

Оценив качества каждого материала, каждый сам выбирает, какая посуда лучше – фаянс, керамика или фарфор. При выборе необходимо оценить внешнее состояние изделия, также стоит учесть, в каких условиях оно будет использоваться, поскольку фаянсовый, керамический и фарфоровый материалы имеют свои особенности эксплуатации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...