Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России. Самые ранние (старинные) русские изразцы относятся к X веку и являются ровесниками крещения Руси.
Поливные изразцы. Псков
В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора старинные плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.
Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели старинных керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.
Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.
Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
Что такое изразец
Производители предлагают массу вариантов для оформления помещений, часто встречается гипсовая и пенопластовая плитка. Но традиционные изразцы делали из керамики и обожженной глины. Плиткой с резными узорами украшали внешние стены домов, камины и печи. Ее можно увидеть на монастырях и в комнатах средневековых замков. Изразцы расписывают вручную и покрывают глазурью. Плитки могут быть квадратной или прямоугольной формы. Чаще всего их украшают рисунками, стилизованными под классику XVI–XVII века: изображениями рыцарей, флоры и фауны, мифических существ из сказок.
Фото: pinterest.ru
Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f0f668a9a794771906f14fd
Чем изразец отличается от плитки
Помимо объемного рисунка, изразцы отличает особое крепление — румпа. Оно находится на тыльной стороне, по контуру плитки. Румба выполняет теплосберегающую функцию, так как изначально этими «кирпичиками» оформлялись стены печей и каминов. Современные изразцы гораздо тоньше, им не нужны большие выступы, поэтому и крепления делают не более двух сантиметров. Это позволяет экономить пространство; выложенное панно не будет выпирать из стены.
Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f0f668a9a794771906f14fd
Поливные изразцы. Москва
Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы, заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.
Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
Фотографии
-
Изразцы для облицовки камина
-
Копия расписного изразца 19в.jpg
Копия расписного изразца XIX века
-
Старинный изразец из Кирилло-Белозерского монастыря
-
Камин, облицованный изразцами
-
Камин, покрытый изразцами
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489262
Что такое изразец
Что представляют собой изразцы? Это керамические плитки с румпой (чашей) на внутренней стороне, а также точками, с помощью которых осуществляется крепление плиток к основе (камину или печи).
От обычной керамической плитки изразец принципиально отличается наличием пространства между его задней частью и поверхностью, к которой он крепится. Свободное пространство заполняют глиной, битым кирпичом или песком, что позволяет создать что-то вроде термоподушки, благодаря которой тепло сохраняется дольше. К тому же, благодаря наличию точек крепления изразец прочно крепится к отделываемой поверхности и не отваливается от нее.
Источник: https://vesta-ceramica.ru/russkij-izrazec-kak-obrazec-dekorativnogo-iskusstva/
Виды изразцов для печи и камина
1. По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе егоуникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зренияформы для изразцов, выделают три основных элемента:
- плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
- угловые. Соответственно, для облицовки углов;
- фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например,карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Формы изразцов
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
2. По структуре лицевой поверхности
Рельефные и гладкие изразцы– рельефные;
– гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
3. По типу поверхности
Глазурованные изразцы– глазурованные (глянцевые);
– не глазурованные изразцы (терракотовые)
не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.
4. По наличию рисунка:
Изразцы с рисунком– с рисунком;
Изразцы без рисунка
– без рисунка.
5. По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух тойстраны, в которой они созданы.
Голландские изразцыГолландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли,мельницы, пастушки и т.п.
Испанские изразцыИспанские изразцы
. В них ощущается влияние восточныхискусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.
Немецкие изразцыНемецкие изразцы
. Отличаются четкостью линий и лаконичностьюрисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров ипрактически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.
Русские изразцыРусские изразцы
. Поражают буйством краски и разнообразиеморнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка ирельефа на изразцах.
Ярославские изразцыЯрославские изразцы
. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.
6. По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителямогут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее,изразцовая плитка соответствует габаритам:
- толщина изразца 45-50 мм;
- размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220,прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
7. По виду румпы
Простая румпа изразцапростые. Румпа имеет наклонный срез;
Румпа изразца с бортикомс бортиком
. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.
Ячеистая (сотовая) румпа изразца
Встречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.
Самым востребованным на сегодня среди пользователей видомизделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Источник: https://moydomik.net/kaminy-i-pechi/339-izrazcy-izrazcovaya-plitka-dlya-pechi-kamina.html
Советы по выбору материала
При покупке стоит уделить особое внимание качеству материала. Плитка не должна быть поврежденной, хрупкой, иметь какие-то дефекты. Внимательно осмотрите торец изделия.
Если он имеет большое количество пор – воздержитесь от покупки. Ведь такая плитка будет впитывать большое количество влаги, а при воздействии температуры может деформироваться. Качественный печной изразец послужит вам на протяжении длительного времени, а с плохим материалом возникнут трудности уже на этапе установки.
Размер деталей имеет важное значение. У каждого производителя размеры отличаются, но они должны быть в рамках ГОСТа:
- 45-50 – по толщине;
- 200 на 200, 220 на 220, 205 на 130 – по площади.
Дополнительные советы:
- Необходимо сравнить плитки одной партии между собой. Если они отличаются больше, чем на 10 мм, то вам вряд ли удастся выложить красивое полотно.
- Перед покупкой или изготовлением материала рекомендуется подсчитать, сколько плиток каждого вида (фасадных, цокольных, угловых) необходимо для вашей печи.
- Следует прибавить к полученной сумме несколько образцов для непредвиденных расходов: боя, царапин, сколов и других повреждений. Даже если вы не используете весь материал, его можно оставить на случай, если некоторые элементы декора повредятся во время эксплуатации.
- Следует определиться и со стилем будущей изразцовой печи. В широком выборе представлена плитка в голландском, испанском, русском, ярославском стилях.
к содержанию ↑
Источник: https://pechnoy.guru/pechi/izgotovlenie-pechi/materialy/plitka/izrazets.html
Ярославские изразцы
Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.
Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре — с восемью крупными лепестками, одна — с шестью и одна — с двенадцатью.
Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича — только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге — Волге.
Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
Технология изготовления изразцов
Стоит отметить, что современныепроизводства изразцов всё же несколькоотличаются от древних. Технологиипозволяют сделать всё быстрее икачественнее, с соблюдением норм истандартов, что сложно реализовать приих отсутствии. А это означает повышениепроизводительности, разумные сроки ирост показателей качества продукции.Так что ручной, творческий труд вполнеможет уживаться с нашим высокотехнологичнымнастоящим без ущерба для дела.
Итак, какие же этапы производстваизразцов можно выделить?
- Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.
- Формоподготовка. Поскольку эта продукция зачастую имеет рельеф, необходимо создать форму, с помощью которой можно было бы получить заготовку сложной геометрии. Неточности на данном этапе приведут к тому, что придется всё переделывать или затратить больше сил на доработку. В древности формы изготавливались из дерева, сейчас они чаще всего из гипса. Такой материал более практичный и проще обрабатывается, что сокращает сроки изготовления и риски ошибок. Помещенная внутрь формы глина тщательно утрамбовывается вручную.
- Сушка. После того, как мы получили заготовки, переносим их в специальные сушильные помещения и камеры. Там будущие изразцы сохраняются до тех пор, пока влага не уйдет в достаточном количестве для проведения последующей работы.
- Обработка. Полученные образцы отправляются на обработку, где их инструментом очищают и удаляют лишнее, приводя их к тому виду, который необходим заказчику. Когда нужная геометрия получена, глина после тщательной очистки отправляется на обжиг.
- Утильный обжиг. На данном этапе проводится первый обжиг будущей керамики. Он необходим для повышения прочности черепка, удаления оставшейся влаги, т. н. спекания. Однако, следует помнить, что слишком большой коэффициент расширения черепка по отношению к аналогичному у глазури приведет в дальнейшем к образованию дефекта, называемого отскок. Поэтому, температурный и временной режим выбираются так, чтобы это не навредило последующим работам.
- Покрытие глазурями и роспись. На данном этапе вступают в работу художники. Они тщательно покрывают глазурями поверхность изразца, прорисовывают все детали композиции.
- Политой обжиг. Это один из самых ответственных этапов в производстве изразцовой продукции. Специалист действует в строгих временных рамках, задавая достаточно точную температуру для получения наилучшего результата.
После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.
А как же секреты? Давайте поговорим и о них.
Секреты производства изразцов — типичные ошибки
- Сборка. Такой дефект может образовываться при плохой обдувке черепков на стадии финального обжига. Пыль ваш главный враг в данном деле. Но не только она, но и глазурь. Некачественная глазурь! Иногда сборки выглядят даже неплохо, но в целом это, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим.
- Отслаивание глазури. А вот эта ошибка уже чаще связана с переобжигом. Стараясь хорошенько обжечь изразец, неопытный человек может запросто в этом перестараться. Впрочем, иногда не стоит винит в этом температуру — глазурь слишком мелкого помола также является причиной ее последующего отслаивания.
- Прыщи. Это плотные вздутия на поверхности обожженной керамики. Такой дефект возникает, если поверхность черепка была загрязнена органическими веществами и водой. Это происходит при недостаточно высокой температуре утильного обжига.
- Вспенивание. Если глазурь вспенивается, вероятно, виновата печная среда (но не всегда). Высокое содержание серы в продуктах сгорания является частой причиной такого дефекта. В некоторых случаях, вредитель — слишком высокая температура или длительное время обжига (в противоположность прыщам). Иногда для предотвращения вспенивания помогает замена состава самой глазури.
- Пятна. Это достаточно частая ошибка у производителей керамики. Представляют собой крупные точки, отличающиеся по цвету от основного. Почему так происходит? Обычно углерод выгорает, но, например, при недостатке кислорода в печах не происходит достаточного окисления органики. Результат — пятна.
Источник: https://kamin-keramik.ru/2019/04/izrazec-ot-a-do-ya/
Литература
- Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. Вып.1. — М., 1938.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489262
Размеры
Каждый производитель придерживается собственных размерных таблиц при выпуске изразцов. В целом, плитка имеет толщину в пределах 4-5 см. Наиболее удобными, а потому популярными размерами считаются 20х20 и 22х22 см для круглых изделий, 20,5х13 см – для прямоугольных.
Маленькие плитки могут иметь габариты 10х10 см (квадратные) или 10х15 см (прямоугольные).

Источник: https://dekoriko.ru/otdelochnye-materialy/izrazcy/
Петровские времена
27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.
Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».
Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.
Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
Применение изразцов в печном деле и на фасадах зданий
Современноедизайнерское искусство отличается оттрадиционного большим полетом фантазиии свободой решений. Поэтому совершеннонормально отказаться от некоторыхпривычных отделочных материалов испокойно применять изразцы для достижениясвоих целей. Где вы можете порадоватьзаказчика майоликой?
Прежде всего, владельцев частного дома можно удивить предложением украсить фасад загородного дома изразцами в строгом или ярком, жизнерадостном стиле, в зависимости от поставленной задачи. Неслучайно же они применялись в древности! Декоративная поливная керамическая плитка заменяла в те времена красоту драгоценных камней. И способна составить конкуренцию и современным материалам.
Какой же уют без камина, укоторого можно удобно присесть с кружкойкофея? Какая хозяйка, любящая готовитьвыпечку, откажется от печи? Какойгостеприимный хозяин скажет твердое«нет!» мангальному комплексу?
Печные конструкции создаютнеповторимую атмосферу в доме. Но только,если они действительно красивы. Нашимастера полагают, что только изразцыспособны дополнить великолепием такиепечные сооружения. Посмотрите, ведь этонастоящие произведения искусства.
Если вам понравилась эта информация или у вас есть замечания, напишите, пожалуйста, пару слов или даже позвоните. Мы будем рады дополнить этот путеводитель тем, что интересно вам. Если вы — дизайнер интерьера, архитектор или печник, у нас всегда есть что обсудить с вами. Звоните сейчас: +7 (495) 150-40-86 .
Источник: https://kamin-keramik.ru/2019/04/izrazec-ot-a-do-ya/
Ссылки
- Технология изготовления изразца
- Изразцовое искусство Москвы
- Из истории изразцового искусства России
- Изразцовые печи Александровской слободы
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/489262
Уход за изразцами
Выбирая элементы декора, учитывайте их практичность. В отличие от гладкой плитки, в углублениях рисунка изразцов оседает пыль, которую придется тщательно вытирать. При этом изразцы служат очень долго, они значительно прочнее тонкой керамики, выдерживают высокие температурные режимы и не боятся влаги.
Фото: artkaden.ru
Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f0f668a9a794771906f14fd
Владимир и Суздаль
Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи , в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.
Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».
В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.
Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
Калуга
Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.
Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.
Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.
Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/russkaya-keramika/russkiy-izrazec/
Печь в квартире
Конечно, не стоит разжигать открытый огонь там, где его быть не должно. Но если хотите создать кухню в деревенском стиле, можно выделить пространство под столешницей, сделав в нем углубление, напоминающее печь. На этой фотографии изразцы добавляют колорит пространству с отсылкой к традиционным азиатским домам.
Фото: peredelka.tv
Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f0f668a9a794771906f14fd