Основные черты и особенности стиля Русское Барокко в архитектуре

Окончательное формирование стиля русского барокко приходится на середину 18 века. Наиболее полно он проявился в больших парадных дворцовых комплексах.

Характерные черты стиля

Узнаваемые черты барочных сооружений — торжественность форм и обилие декоративных элементов. Внутренние пространства имеют форму овала, границы между помещениями размыты, свет потоком врывается в интерьер через приоткрытые проемы. Главное назначение построек — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.

Церковное барокко

Мотивы первого направления появились, как ясно из названия, в культовой архитектуре, а позже были переняты и для светского строительства. Пластичность линий, штукатуренные фасады, окрашенные в яркие цвета, растительные орнаменты — таким было нарышкинское барокко. Некоторые церкви смотрелись, как нарядные пряники, до чего они были уютны и понятны русской душе. 

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Трегулова М.А. 1

1МОУ «Гимназия №19» г. Саранск

Гречишкин И.А. 1

1МОУ «Гимназия №19» г. Саранск

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Строительство является одной из древнейших форм человеческой деятельности. Знание истории архитектуры дает возможность лучше понять роль строительства зданий и различных сооружений на разных этапах развития человеческого общества.

Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество.

Архитектура (лат. architectura: – старший, главный и – строитель, плотник) – это искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, необходимую людям для полноценной жизни и трудовой деятельности [4].

Архитектуру часто называют застывшей музыкой, т. к. она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты.

Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.

Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Стиль барокко в архитектуре – это текучесть и плавность, где сложные неправильные формы вытесняют друг друга, сливаются, образуя единое целое с окружающим пространством. Архитектура этого стиля отличается большим количеством скульптур, колонн и пилястр. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля.

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению архитектуры. А также влияние процессов глобализации, во многом нивелирующих значимость архитектуры барокко. И в стремление сохранить уникальные образцы архитектуры барокко.

Объект исследования: архитектура барокко.

Предмет исследования: шедевры архитектуры стиля барокко

Цель исследовательской работы можно сформулировать следующим образом: выявление особенностей архитектуры русского барокко.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

– узнать историю происхождения термина «барокко»;

– изучить особенности архитектуры русского барокко;

– исследовать творчество Франческо Бартоломео Растрелли;

– проанализировать научный материал архитектуры церквей в стилистике барокко на территории Приволжского федерального округа;

– рассмотреть старейшее здание на территории Мордовии и архитектурный памятник федерального значения – Церковь Иоанна Богослова г. Саранска.

Для достижения цели использовался следующие методы:

– общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания моих одноклассников к архитектуре барокко.

Научная новизна исследования состоит в том, что архитектурное наследие рассматривается в историко-культурном единстве, выявлен, изучен значительный массив новых материалов.

Объем исследовательской работы составляет 18 страниц, использованы 17 источников и литературы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

При написании исследовательской работы использовались научные статьи, словари-справочники, а также статьи из «Википедии», где давалась общая характеристика термину «барокко».

ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

1.1 ПОНЯТИЕ «БАРОККО». ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТЕРМИНА

Барокко один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление, также, слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (итал.la vita barocca)».

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco – использовалось моряками и торговцами для обозначения жемчужин неправильной, искаженной формы. Отсюда, в частности, «perla barocca» (испорченная жемчужина) – слуховое окно в форме изогнутого овала, часто встречающееся в барочной архитектуре. В середине XVI века это слово отмечено в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 года и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной» [2].

Лишь много позднее это слово стали использовать для обозначения конкретного исторического художественного стиля. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория – от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи, он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.

На смену отрицанию постепенно приходило научное осмысление. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные, а использовались для обозначения характерных свойств художественного стиля.

1.2 СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

Как ни странно, но сам термин «барокко» в России долго не употреблялся и слово «барокко» старательно обходили. Ситуация изменилась только в конце XIX века, когда Султанов (исследователь русской архитектуры) ввёл в оборот термин «русский барокко». Под этим термином понималась архитектура России XVII века (допетровский период). С этого времени принято считать, что в 40-х годах XVII века зародился стиль русское барокко, после чего он непрерывно развивался и завершился в конце XVIII века с последними работами архитектора В. И. Баженова.

Русское барокко – общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII–XVIII веках: ·

– Московское барокко (с 1680 по 1700 годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») – переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. ·

– Строгановское барокко – консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере. ·

– Голицынское барокко – наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией. ·

– Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) – совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга. ·

– Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) – гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями.

Исследователи также хронологически выделяют:

1) ранний период русского барокко – московское барокко, также известное как нарышкинское барокко;

2) средний период – петровское барокко;

3) поздний период русского барокко – растреллиевское барокко. Этот стиль наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления – Ф. Б. Растрелли.

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны:

– большая простота и структурность композиций;

– материалы отделки – гипс и штукатурка, что позволяло использовать окраску;

– яркий контрастный колер – сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий;

– декоративные элементы фасадов зданий – орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит;

– отсутствует такой характерный признак барокко как мистицизм.

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Стиль барокко в современной культуре отражён не только в архитектуре зданий, сооружений, но и в интерьере помещений и конструкции мебели. Орнамент барокко отличается от других стилей разнообразием и выразительностью.

Многие исследователи считают, что благодаря этому в России переход к классицизму был лёгким и естественным.

1.3 ТВОРЧЕСТВО ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Неоценимую роль в становлении барокко в России сыграли не только русские, но и многие известные иностранные архитекторы. Одним из представителей западной школы, работавших в нашей стране, является Франческо Бартоломео Растрелли.

Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли (родился в 1700, в Париже и умер 29 апреля 1771) – российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Сын обрусевшего итальянского скульптора, служившего при дворе короля Людовика XIV Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744). В 1715 г. Бартоломео Карло Растрелли вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом. Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720 гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.

Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли – каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721–1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.

Растрелли – автор Воронцовского (1749–1758) и Строгановского (1753) дворцов в Санкт-Петербурге. Как писал сам зодчий, их фасады «украшены прекраснейшей архитектурой в итальянской манере».

Уникальность индивидуального стиля Растрелли проявляется в ритмическом многообразии композиции фасадов, что хорошо видно на примере здания Зимнего дворца.

С воцарением в 1762 г. Екатерины II и изменением вкусов великий зодчий уехал в Италию, а затем по возвращении в 1763 году подал в отставку. С уходом Растрелли из российской архитектурной жизни композиционная сложность зданий и, в частности, многообразие ритмической организации фасадов не были ни повторены, ни превзойдены.

В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский,

А. В. Квасов и др. Они оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Петербурге, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский.

Таким образом царствование барокко в России оказалось не долгим.

ГЛАВА 2 АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВЕЙ В СТИЛИСТИКЕ БАРОККО НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

2.1 ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ XVIII ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В настоящее время культовое архитектурное наследие Приволжского федерального округа вовлечено в процесс формирования представлений самых широких слоев населения о культуре края, ее роли в отечественной и мировой культуре.

Городские и сельские церкви XVIII века на территории Приволжского федерального округа были решены в стилистике барокко. Подавляющее большинство зданий имело планировочный тип «кораблем».

В XVII веке на территории Сызранского кремля существовала деревянная «соборная церковь во имя Живоначального Источника» [10]. В 1717 году на ее месте в стилистике барокко был сооружен Христорождественский собор. Основной объем храма выстроен по распространенной в то время композиционной схеме — восьмерик на четверике, к которому с противоположных сторон примыкают алтарная часть с тремя слабо выступающими апсидами и большая трапезная с главным входом. Колокольня отсутствует, потому что использовались колокола соседней надвратной церкви Спасской башни. Восьмерик завершен слегка приплюснутым куполом с граненой луковичной главой на восьмигранной шее. В интерьере пространство разделено арочными проемами. Поперечная ось здания подчеркнута северным и южным входами. Декор здания достаточно скромный – ордерные наличники и декоративные пояса из ступенчатых сосулек под карнизами. Все углы здания декорированы лопатками. Центральный четверик имеет ассиметрично расположенные проемы, что не соответствует стилистике барокко и является рудиментом более ранних сооружений

Храм Ильи Пророка был возведен во второй половине 1770-х годов на берегу реки Крымзы в Сызрани. До этого на данном месте существовала «деревянная, от времени обветшавшая» церковь». Основной объем Ильинской церкви, построенной из кирпича и побеленной по обмазке представляет собой восьмерик на четверике, к которому с одной стороны примыкает алтарная часть с тремя апсидами, а с противоположной – трапезная [10]. Первоначально по обеим сторонам от трапезной были пристроены два придела, и ярусная колокольня. Стены основных объемов прорезаны высокими арочными окнами, которые в четверике имеют обрамления из парных полуколонн с четырьмя перехватами на стволах и пирамидками над капителями, и трехлопастных сандриков. Углы четверика подчеркнуты пучками из трех полуколонн (две большего диаметра и одна тонкая) с перехватами у основания и на высоте одной трети ствола. По верхней части стен основных объемов проходил профилированный карниз. Восьмерик, углы которого фиксированы тонкими полуколоннами, прорезан арочными окнами и завершен слегка приплюснутой кровлей с небольшой луковичной главкой на шее.

Церковь Николая Чудотворца в селе Осиновка была построена в 1714 году графом Меньщиковым. По легенде, церковь стоит на фундаменте булгарского здания, построенного в тринадцатом веке. В описании 1900 года сказано, храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1714 г. Престолов в нем два: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая и в придел во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В настоящее время церковь заброшена, очень сильно разрушена, сломана колокольня и своды трапезной. В интерьере Фрески практически не сохранились. Это характерный для Самарской области пример сельского храма в стилистике барокко. Церковь типа восьмерик на четверике с большой полукруглой апсидой и трапезной с северным Предтеченским приделом. Перекрыт был небольшим утраченным куполом. Барочная стилистика явно читается в ярусности композиции центрального объема сохранившихся элементах декора. Например, на остатках карниза и наличниках окон с фигурными колонками.

Церковь Николая Чудотворца в селе Страхово была построена в стилистике барокко из кирпича на средства помещицы Анны Ивановны Страховой. В 1856 году Г.С. Аксакову было разрешено сделать внутри церкви перестройку, появился Архангельский придел. Церковь одноглавая с колокольней. По оси развиваются входной придел с колокольней, трапезная, основной четверик и алтарь. Четверик более широкий, чем остальные части церкви. Три входа: с запада, севера и юга. Фасад был украшен лопатками и развитыми фигурными наличниками с сандриками.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое в стилистике барокко была сооружена в 1720 и достроена в 1736 годах. Церковь кирпичная. Это бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, завершенный пятиглавием, с трапезной с северным Сергиевским приделом и трехъярусной колокольней, завершавшейся четырехгранным шатром. Декоративное решение типично для барокко. Завершение украшено поясом кокошников под карнизом, окна имеют перспективные наличники с фигурным завершением

Таким образом, особенности архитектурного решения храмов региона состояли: в ярко выраженной цокольной части зданий, которая трактовалась как мощное основание; кубовидном основном объеме; малом количестве небольших по размеру оконных поемов, сосредоточенных в верхней части здания; либо очень мощном завершении центральной части церкви с полноценной ротондой-барабаном относительно плоским куполом и маленькой главкой на высокой шее на нем, либо небольшое, в сравнении с основным объемом здания, завершение покрытия. Характерно большое количество граненых куполов.

В стилистическом отношении культовая архитектура XVIII века была довольно однородна. В регионе сохранилось значительное количество храмов в стилистике барокко. Характерно присутствие в некоторых памятниках архаичных элементов архитектуры предшествующего века. В памятниках раннего барокко были объединены черты архитектуры XVII века и нового стиля, в результате чего, в общественном сознании раннее барокко оказалось, как бы освященным древней традицией, «разрешенным» к использованию [10].

В области объемного решения наиболее интересными представляются бесстолпные, центричные церкви, часто с очень большим подкупольным барабаном, который по сути является ротондой. Для многих храмов периода барокко характерна ярусность силуэта центральной части. Хотя преобладающим планировочным типом церкви является «корабль», основным четвериком и алтарем, встречаются перестройки центральной части таких церквей в крестообразный план за счет дополнительных приделов.

2.2 ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ – ГЛАВНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ САРАНСКА

По мнению специалистов, церковь апостола Иоанна Богослова возникла на заре 17 века, еще до основания Саранска, и изначально была деревянной. Каменное здание возвели в 1693 году – спустя полвека после появления крепости Саранский Острожек. Храм построили в стиле московского барокко (альтернативное и устаревшее название – Нарышкинское барокко). Для этого архитектурного стиля, имевшего актуальность в последние десятилетия 17 века и первые годы 18 века, свойственны широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Стиль затронул не только московский регион, но и весьма отдаленную периферию, – примером как раз служит Иоанно-Богословский храм.

За трехвековое существование Иоанно-Богословская церковь многокракратно подвергалась переделкам и реконструкциям, но в целом композиция облика сохранилась в первоначальном виде. Иоанно-Богословский храм богато украшен килевидными кокошниками и декоративным поребриком. Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены пять декоративных главок – основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича. Интерьер церкви украшает сохранившаяся монументальная живопись в академическом стиле, а также главная достопримечательность – барочный иконостас.

В 18 веке храм расширялся, в результате чего у церкви появились приделы. В начале 19 века к церкви были пристроены колокольня и трапезная. На территории храма Иоанна Богослова также расположена небольшая церковь Богоявления Господня, но это уже современная постройка (появилась в 2003 году).

Закрытый в начале 1930-х годов Иоанно-Богословский храм вновь начал действовать во время Великой Отечественной войны (c 1944 года). В период закрытия в здании церкви располагался архив НКВД – достаточно распространенное явление для советского времени. После «второго открытия» церковь апостола Иоанна Богослова долгие годы оставалась единственным действующим православным храмом Саранска.

Иоанно-Богословская церковь в период с 1991 по 2006 годы была кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Затем эту роль принял Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.

Иоанно-Богословская церковь является старинным памятником православной архитектуры и достопримечательностью всей Мордовии. Увидеть храм собственными глазами можно по адресу: г. Саранск, ул. Демократическая, 28.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-сер. XVIII вв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; динамика, импульсивность; декоративность, живописность, излишество элементов.

2. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

3. В ходе исследования выявлены следующие особенности архитектуры русского барокко:

– большая простота и структурность композиций;

– материалы отделки – гипс и штукатурка, что позволяло использовать окраску;

– яркий контрастный колер – сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий;

– декоративные элементы фасадов зданий – орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит;

– отсутствует такой характерный признак барокко как мистицизм.

В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к искусству прошлого. Этот интерес выражается в теоретическом и практическом значении, поскольку очень сложно понять сущность новаторства в искусстве и объяснить характер инновации вне связи с пониманием развития традиций. Эстетика современности всё чаще обращается к стилям прошлых столетий.

Поэтому культуру барокко можно определить не только как стиль эпохи, но и как открытую в отношении канонов и правил программу деятельности общества, содержащую в себе цель и бесконечное многообразие средств и форм ее достижения.

И, несмотря на появление новых современных архитектурных течений, никогда не потеряют свое очарование старинные особняки, соборы и дворцы, которые являются своеобразным символом города или страны, где они расположены. Такие здания существуют вне времени и всегда вызывают восхищение и трепет у истинных ценителей архитектурного искусства.

Материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории, обществознания для расширения кругозора и знаний учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись; Konemann – Москва, 2012. – 90 c.

2.Барокко // Википедия – версии энциклопедии на русском языке. – [Режим доступа] URL: // https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 05.12.2020).

3. Барокко в славянских культурах: сборник статей; М.: Наука – Москва, 2012. – 52 c.

4. Бирюкова, Н. В. История архитектуры [Текст] : учеб. пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2006. – 367 с.

5. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко; Наука – Москва, 2009. – 61 c.

6. .Гуляницкий, Н. Ф. История архитектуры [Текст] : учебник для вузов. В 5 т. / Н. Ф. Гуляницкий. – Москва : Стройиздат, 1984. – Т. 1. – 334 с.

7. Жирмунская, Н.А. От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературах; СПб: Филологический факультет СПбГУ – Москва, 2009. – 99 c.

8. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение; Искусство – Москва, 2012. – 87 c.

9. Литвинова, О. А. Русские архитекторы [Текст] / О. А. Литвинова. – Москва : РОСМЭН, 2004. – 364 с.

10. Международный научно-исследовательский журнал. Вып. № 10 (100), ОКТЯБРЬ, Ч. 1 – Екатеринбург, 2020– с. 178

11. Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм [Текст] : репринт.изд. / И. Б. Михаловский. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 288 с.

12. Орнамент барокко и рококо; Издательство В. Шевчук – Москва, 2013. – 66 c.

13. Русское искусство эпохи барокко. Искусство – Москва, 2013. – 51 c.

14. Русское искусство эпохи барокко. Сборник статей; Государственный Эрмитаж – Москва, 2010. – 52 c.

15. Сделано в Мордовии // Иоанно-Богословская церковь <…>. – [Режим доступа] URL: // https://madeinmordovia.ru/bogoslovskaya / (дата обращения 05.12.2020).

16. Тананаева Л. И. Карел Шкрета. Из истории чешской живописи эпохи барокко; Искусство – Москва,– 2013. – 76 c.

17. Шуази, О. История архитектуры [Текст]. Т. 1 / О. Шуази ; пер., доп. и коммент. В. Д. Блаватского, Б. П. Денике, В. В. Павлова, А. С. Стрелкова ; под общ. ред. А. А. Сидорова. – 3-е изд. – Москва : В. Шевчук, 2002. – 575 с.

Просмотров работы: 64

Архитектура Барокко

Архитектурный стиль барокко предполагает раскрытие объёмов в окружающее пространство, динамизм, экспрессию форм, преувеличенность масштабов, величественные ансамбли и огромные размеры зданий, мощные пропорции, контрасты замкнутых и открытых пространств, где каждый мог видеть алтарь; витые колонны, драматические эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; иллюзиями «оживающих статуй», обилие цвета и позолоты, «квадратуры» росписей с «обманками», или эффектами «тромплёй» (фр. trompe-l’œil) и многое другое.

Особенности русского барокко в архитектуре

Барочную архитектуру отличает композиционная целостность, которая достигается за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. На фасадах размещают элементы лепного декора, архитектурный орнамент. В интерьерах присутствуют большое количество проемов и зеркал, живописные плафоны.

Так реализуется одна из ключевых идей барочного искусства — безграничное пространство.

Снаружи постройки покрывают штукатуркой, которую окрашивают в два цвета: само здание — в красный, желтый или голубой, декоративные элементы — в белый. В отделке активно используется позолота.

Дворцовое русское барокко

 Дворцовое барокко дало начало проектированию зданий сразу с учетом внутреннего планирования, подчеркивается взаимосвязь внутреннего и внешнего облика. Во дворцовых ансамблях нашли свое отражение роскошь убранства и пышность фасадов, избыточность декора и красота, приятная глазу. Вспомните Екатерининский дворец, что в Царском Селе, это истинный образчик русского барокко. Лазурный цвет фасадов прекрасно сочетается с белоснежными колоннами и золочеными статуями. 

Барокко в России

В России архитектура барокко прошла три основных этапа: раннее московское барокко с элегантными белыми украшениями на стенах из красного кирпича довольно традиционных церквей, зрелое петровское барокко, в основном импортированное из Нидерландов, и позднее растреллическое барокко.

  • Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием барокко Речи Посполитой. Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, многоярусная архитектура. Церкви, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий., узорчатость фасадов.
    • Строгановское барокко — конвенциональный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма: Рождественская и Смоленская церкви в Нижнем Новгороде, Введенский собор в Сольвычегодске и Казанская церковь в Устюжне.
    • Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.
      Петропавловский собор (Казань)
  • Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.
  • Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.
  • Входо-Иерусалимская церковь в Тотьме

    Входо-Иерусалимская церковь в Тотьме

Нарышкинское барокко

Примером нарышкинского барокко может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, расположенный на правом берегу реки Яузы в Лефортове (Меншиковский дворец, Старый слободской дворец). Архитектор Д. Аксамитов.

Фасады дворца разделены ритмически расположенными пилястрами коринфского ордена. В плане композиция дворца представляет собой замкнутое каре, принятое на Руси. Цветовое сочетание фасада: красный и белый цвета. Строительство закончено в 1698 г.

Лефортовский дворец. Арх. Д. Аксамитов. Строительство закончено в 1698 г.

Творения архитекторов в стиле русское барокко

Основные виды русского барокко получили свои названия по именам царствующих особ или вельмож, которые были заказчиками построек:

  • петровское;
  • елизаветинское;
  • нарышкинское;
  • строгановское;
  • голицынское.

При этом три последних типа вместе составляют московское барокко. Большинство памятников расположено в Москве и пригородах, поэтому стиль называют московским.

Петровское

В традиции петровского барокко возводятся в начале XVIII в. первые постройки Санкт-Петербурга. Петр приглашает в новую столицу зодчих из разных стран, поэтому петербургская архитектура отходит от привычных византийских канонов и обогащается европейскими традициями: итальянской, французской, немецкой, голландской. Особенность зданий, построенных в этот период, — в простых формах, сдержанном декоре, четких членениях.

Дворцы петровской эпохи отличаются простыми объемами, единой плоскостью фасадов, выраженной горизонталью и вертикалью архитектурных форм.

Двухцветное решение фасада, расстекловка окон, фигурная кровля — характерные элементы петровского стиля.

В России в это время с успехом работают приглашенные Петром I Доменико Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Джованни Мария Фонтана, Никола Микетти, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови.

Образцами петровского барокко в Петербурге можно считать такие памятники:

  • Петропавловскую крепость, архитектор Д. Трезини;
  • Кунсткамеру, архитектор Г. Маттарнови;
  • Здание 12 коллегий, архитектор Д. Трезини;
  • Меншиковский дворец, архитекторы Дж. М. Фонтана и И. Г. Шедель;
  • Летний дворец Петра I, архитектор Д. Трезини;
  • Кикины палаты, архитектор А. Шлютер.

Московские образцы петровского барокко:

  • Лефортовский дворец, архитектор Д. В. Аксамитов;
  • Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила), архитектор И. Зарудный.

Елизаветинское (Растреллиевское)

Черта

Характерные черты Пертовского и Елизаветинского барокко.

Расцвет русской барочной архитектуры приходится на правление Елизаветы Петровны — середину XVIII в.

В Петербурге и пригородах возводятся роскошные императорские резиденции, которые подчеркивают могущество великой империи.

Большинство из них создано итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, поэтому в названии стиля используют также имя мастера.

Дворцы, построенные в елизаветинскую эпоху, отличают масштаб и пышный декор. Фасады приобретают объем за счет выступающих колонн, пилястр, балконов.

Масштабности зданиям добавляют большие высокие окна. Живописные полотна и зеркала на стенах, золоченый декор, наборный паркет подчеркивают богатство и роскошь интерьеров. Елизаветинское барокко — это преимущественно столичный стиль, не получивший развития в русской провинции.

Кроме Растрелли, представителями елизаветинской эпохи являются архитекторы С. И. Чевакинский, А. В. Квасов, Ф. С. Аргунов, Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин.

Образцами елизаветинского барокко в Петербурге и пригородах можно назвать шедевры Растрелли:

  • Зимний дворец;
  • Смольный собор;
  • Екатерининский дворец в Пушкине;
  • Большой дворец в Петергофе.

В Москве в стиле елизаветинского барокко построены:

  • Зимний Анненгоф, архитектор Ф. Б. Растрелли;
  • Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе, архитектор Д. В. Ухтомский;
  • Красные ворота, архитектор Д. В. Ухтомский (не сохранились);
  • Покровская церковь в усадьбе Покровское-Рубцово, архитектор Ф. Б. Растрелли.

Нарышкинское

Нарышкинское барокко объединило в себе элементы патриархального московского зодчества и новой архитектуры, привнесенной в Россию Петром I. Родоначальники стиля — род князей Нарышкиных. В имениях семьи под Москвой в первой половине XVIII в. возводятся первые сооружения.

Нарышкинские здания отличает соединение разнородных объемов: гигантских вертикалей и небольших горизонтальных форм.

Элементы наружного декора располагаются на ребрах построек, оформляют пролеты. Внутренний декор приобретает барочную вычурность.

В традициях русского зодчества внутренние пространства по-прежнему изолированы от внешних. В наружной отделке сочетаются красный кирпич и белый камень, в интерьерах используются изразцы и деревянная резьба, традиционные для русского узорочья.

К образцам построек нарышкинского стиля относятся:

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, архитектор Я. Бухвостов;
  • Сухарева башня, архитектор М. И. Чоглоков;
  • Колокольня Новодевичьего монастыря с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, архитектор Я. Бухвостов;
  • Успенская церковь на Покровке, архитектор П. Потапов.

Голицынское

К голицынскому барокко относятся постройки, возведенные по заказу сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. Он выступал за европеизацию русской культуры и в своих архитектурных предпочтениях следовал западной барочной традиции.

Отличия голицынских построек от других сооружений московского барокко — в пластичности и сложности форм, мягких переходах во внешнем и внутреннем пространстве, богатом скульптурном декоре и резном орнаменте.

барокко

Галицынский стиль барокко.

Примерами построек этого стиля являются:

  • Знаменская церковь в поселке Дубровицы;
  • Знаменская церковь в селе Перово;
  • Никольская церковь в селе Полтево.

Голицынские здания резко выделялись на фоне патриархальной московской архитектуры того времени своей инородностью и вычурным орнаментом. Стиль не получил развития в дальнейшей истории России.

Строгановское

Постройки, выполненные в начале XVIII в. по заказу Г. Д. Строганова, представляют строгановское барокко. Кто был ведущим мастером и разрабатывал планы сооружений, точно неизвестно. Строительство велось одной артелью зодчих. Есть предположения, что многие постройки выполнены по эскизам крепостного мастера С. Д. Нарыкова. Строгановские здания отличают традиционный для русского храма пятиглавый силуэт и ювелирный барочный декор.

За 13 лет на землях Строганова было построено 5 православных храмов того времени:

  • Сольвычегодский Введенский монастырь в Архангельской области;
  • Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская) в Нижнем Новгороде;
  • Смоленская церковь в Нижнем Новгороде;
  • Иоанно-Предтеченская церковь Троице-Сергиевой лавры;
  • Казанская церковь в Вологодской области.

Региональные разновидности

Для провинциального барокко на севере и востоке России характерны упрощённые формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. А. Ю. Каптиков считает возможным говорить о существовании провинциальных школ барокко в Тотьме, Великом Устюге, Вятском крае, на Урале («походяшинские» церкви) и в Сибири[2]. Большим своеобразием отличается сибирское барокко, сочетающее разработку заветов московского барокко с конструктивными заимствованиями из словаря украинского барокко и декоративными привнесениями с Востока[3].

На западе Российской Федерации долгое время сохранялись памятники как польского барокко (костёл в Себеже 1625 г., Спасская церковь в Трубчевске 1640 г.), так и барокко казацкого, характерного для Слобожанщины (Казацкий собор в Стародубе 1678 г., Троицкий собор в Белгороде, трёхглавый собор в Севске). В настоящее время многие из них находятся в плачевном состоянии.

Народное барокко

Наконец, народное барокко возникло под влиянием стремления русской души к празднику. Оно нашло свое воплощение в обилии красочных росписей, резьбы на крестьянских избах. Райское богатство барокко воплощалось в узорах, растительных орнаментах, прикладном крестьянском искусстве.

Русское барокко – один из европейских стилей, который органично вписался в нашу самобытность и национальную традицию.

Голицынское барокко

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (конца 17 – начала 18 вв.) в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области стала образцом голицынского барокко.

Каменное здание поднято на высокий цоколь, окружено открытой галереей, декорированной каменным декором. Восьмигранная башня церкви увенчана золоченой короной. Фасады украшены скульптурами святых и ангелов.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Была сооружена по заказу князя Б. Голицына.1690-1704 гг.

Появление разновидностей русского барокко связано с тем, что Петербург становился новой столицей России, это бы развивающийся город, в котором строили по новым правилам в соответствии с европейскими канонами, хотя и с учетом местных особенностей. Москва оставалась патриархальным городом, в котором были сильны национальные, устоявшиеся традиции в архитектуре.

автор: Марина Калабухова

Народное русское барокко

Стиль русского барокко, несмотря на западноевропейские истоки, прижился в России. Масштабы, нарядная отделка, богатый декор, золочение, характерные для сооружений этого типа, стали восприниматься в русской архитектуре как народные черты.

Примечания

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 27 июня 2021 в 08:46.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...